Государственный кредит в рф

Государственный кредит в современной России

Определение 1

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, являющихся частью системы государственных финансов, складывающихся между государством, с одной стороны, и прочими экономическими субъектами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями) – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Основная цель участников этих отношений – формирование дополнительных финансовых ресурсов с одной стороны и предоставление временно свободных финансовых ресурсов за плату – с другой. Таким образом, через вышеуказанные кредитные отношения происходит перераспределение кредитных ресурсов в стране.

Государству ресурсы необходимы для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны. Государственные займы позволяют решать временные проблемы нехватки бюджетных средств.

Обратите внимание

Для хозяйствующих субъектов бюджетные средства так же позволяют решать проблему недостатка финансирования, а также их нежелания вкладывать средства в экономически невыгодные проекты (например, в случае предоставления общественных благ).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Выступая гарантом возврата займов и кредитов, государство берет на себя обязательства заемщика погасить впоследствии гарантируемые им обязательства, если тот не будет иметь возможности рассчитаться с кредиторами. Государственные гарантии снижают риски предпринимательства и стабилизируют экономическую ситуацию в стране. Предоставление государственных гарантий является, в первую очередь, помощью предпринимателям.

Таким образом, государственное кредитование представляет собой отношения, по которым государство является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом, однако на практике государство, как правило, чаще является заемщиком.

Рынок государственных займов в России

Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке, включающем в себя рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Основными сегментами рынка ценных бумаг, в свою очередь, являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

Современный рынок ценных бумаг в России начал развиваться в 1991 году. На рынке начали функционировать такие ценные бумаги как облигации государственного займа, казначейские векселя и обязательства, векселя Министерства финансов РФ, золотые и жилищные сертификаты.

Замечание 1

Стоит отметить, что до 1995 года федеральная власть осуществляла прямое заимствование у Центрального банка, однако такая практика была прекращена в виду несоответствия требованиям рыночной экономики и высокой инфляции. Кредиты Центрального банка вновь использовались во время кризиса 1998-1999 годов. В настоящее время кредитование государства Центральным банком не используется.

Управление государственным кредитом в России

Управление государственным кредитом является одним из направлений государственной финансовой политики государства по поводу обеспечения его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта, представляющим собой совокупность действий, связанных с управлением государственным долгом (его обслуживанием и погашением), государственными займами (их выпуском и размещением), вторичным рынком долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennyy_kredit_v_sovremennoy_rossii/

Государственный кредит

Государственный
кредит – это совокупность экономических
отношений, по которым с одной стороны
в качестве кредитора, заемщика гаранта
выступает РФ, субъект РФ, муниципальное
образование, а с другой – юридические
или физические лица, иностранные
государства, международные организации
и их физические и юридические лица.

Госкредит,
как экономическая категория стоит на
стыке 2-х видов денежных отношений
(финансов и кредита). Как элемент
финансовой системы госкредит участвует
в формировании и использовании
централизованных денежных фондов
государства, а именно, бюджета и
внебюджетных фондов.

В тоже время сам
процесс формирования и управления
денежными средствами осуществляется
на возмездной временной и возвратной
основе.

Связь
госкредита с финансами, что во-первых
это распределительные отношения,
отношения вторичного распределения
ВВп. Во-вторых, одним из участников этих
отношений непременно выступает
государство. В-третьих, целью этих
отношений является привлечение
государством дополнительных финансовых
ресурсов.

Отличия госкредита: он имеет
возвратный и возмездный характер; он
предполагает двустороннее движение
средств, в отличие от налогов; имеет
добровольный характер; ограничен по
срокам (30 лет); имеет ситуационный и
избирательный характер. РФ, как и
большинство государств выступает как
заемщик.

Гарант- тот, кто гарантирует
кредитору своевременный и полный возврат
заемщиком средств.

Функции
государственного кредита:

  1. фискальная (распределительная).

  2. регулирующая.

  3. контрольная.

Через
фискальную функцию осуществляется
формирование централизованных денежных
фондов государства, выступая в качестве
заемщика через выпуск и размещение
государственных, ценных бумаг, государство
обеспечивает себя дополнительными
средствами для финансирования своих
расходов. Это происходит при бюджетном
дефиците.

Таким образом государство
увеличивает доходную часть бюджета и
погашает дефицит, положительное
воздействие государственного кредита
в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени.

Налоги,
которые взимаются в период финансирования
расходов за счет государственных займов,
не увеличиваются, что пришлось бы
сделать, не используя государственный
кредит. Зато потом, когда взятый кредит
должен быть погашен, налоги взимаются
и для уплаты и для погашения процента
по нему.

Важно

Во всем мире широко применяется
процедура рефинансирования для выплаты
долгов по государственному кредиту
(это выпуск и размещение новых
государственных займов для погашения
долгов по уже выпущенным).

Государственный
кредит – один из самых действенных
инструментов регулирования экономики
в руках у государства, и вступая в
кредитные отношения, государство активно
воздействует на состояние денежного
обращения, на размер денежной массы, на
уровень ставок на рынке ссудных
капиталов.

Сознательно используя
государственный кредит, государство
может проводить ту или иную финансовую
политику. Размещая свои ценные бумаги
среди физических и юридических лиц,
государство уменьшает их свободные
денежные средства, таким образом,
уменьшая денежную массу.

Обычно
государство поступает так, когда хочет
уменьшить платёжеспособный спрос и
таким образом сократить инфляцию. Когда
государство хочет увеличить количество
денег в обращении, оно скупает свои
ценные бумаги. Кроме денежной массы
государство забирает с рынка ссудных
капиталов свободные финансовые ресурсы.

Рынок ссудных капиталов включает часть
рынка ценных бумаг и часть банковской
системы. Когда государство выступает
на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает
или увеличивает спрос на кредит и таким
образом воздействует на цену кредита.
Чем больше средств с этого рынка
отвлекается на государственные нужды,
тем меньше их остается для удовлетворения
других потребностей и поэтому дороже
становится кредит. При признаках инфляции
государство стремится к рестрикции
(уменьшение, сжатие кредита). За счет
средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство
может создать новые рабочие места.
Государство может предоставить кредит
тем предприятиям, в деятельности которых
оно заинтересовано.

Контрольная
функция государственного кредита
связана с контрольной функцией финансов,
а вытекает как из природы кредита, так
из функций государства. Контрольная
функция государственного кредита тесно
связана с деятельностью государства и
состоянием его централизованного фонда
денежных средств.

Эта функция контролирует
движение стоимости в двустороннем
порядке, так как государственный кредит
основан на принципе возвратности.

В
контрольный механизм, кроме финансовых
структур включены ещё и кредитные, если
же говорят о том, что именно контролируется,
то имеет место 3 момента:

  1. целевое использование средств.

  2. соблюдение сроков возврата.

  3. выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В
зависимости от того, кто является второй
стороной, различают внутренний и внешний
государственный кредит. Внутренний
государственный кредит существует в
следующих формах:

1)Выпуск займов, эта форма характерна
тем, что временно-свободные денежные
средства физических и юридических лиц
привлекаются на финансирование
общественных потребностей ( на
покрытие бюджетного дефицита, путем
выпуска и реализации государственных,
ценных бумаг ). Все ценные бумаги
государства имеют долговой характер.
Основная форма государственных, ценных
бумаг – облигации, их можно классифицировать
по многим признакам:

  1. Срок ( кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

  2. По методу выплаты дохода ( процентные — купонные, дисконтные — продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые )

  3. По методу размещения ( добровольные, принудительные – з/п выдается займами ).

2)Обращение части вкладов в государственные
займы, реализуется через систему
Сбербанков. Чаще всего реализуется в
тоталитарном государстве, где государство
держит банки под контролем. Государство
получает кредит за счет части вкладов
без ведома населения.

3)Заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда. Такая форма, в которой
центральный банк передает часть кредитных
средств непосредственно ( не сопровождая
эту операцию покупкой государственных,
ценных бумаг). Такая форма существует
в тоталитарном государстве.

Все
3 формы объединяются тем, что государство
выступает в качестве заёмщика.

4)Бюджетные кредиты – это такая форма в
которой государство выступает как
кредитор. Это форма государственной
помощи юридическим лицам на принципе
возвратности, срочности, платности.
Общий объем средств, выделяемых в бюджет,
ограничен.

На кредит могут рассчитывать
только те, в деятельности которых
государство заинтересовано. Бюджетные
кредиты не имеют коммерческой цели, а
являются средством поддержки самых
важных для экономики предприятий.

Когда
идет рассмотрение бюджета, утверждаются
цели, условия и пределы бюджетного
кредита.

5)Государство
выступает гарантом. Правительство
гарантирует займы, выпущенные нижестоящими
органами власти и управления, а также
отдельными предприятиями, которых
государство хочет поддержать. В законе
на следующий год устанавливаются верхние
пределы государственных гарантий в
валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма
гарантий, раннее выданных РФ-ей называется
государственным долгом.

Современные
внешние кредиты имеют цель оказания
продовольственной помощи. Чаще всего
эти займы предоставляются международными
финансовыми институтами. Когда государство
выступает, в качестве заёмщика образуется
государственный долг. Государственный
долг различают на текущий и капитальный.

Совет

Капитальный – сумма выпущенных и
непогашенных долговых обязательств,
включая начисленные проценты. Текущий
– расходы по выплате начисленных
процентов и погашению тех обязательств,
срок которых наступает в будущем году.

Государственный долг по определению –
это сумма, накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов за
вычетом положительного значения сальдо.

Самые
тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание
внутреннего долга всегда менее опасно,
наравне с внешним долгом. Государству
легче договориться с собственными
физическими и юридическими лицами о
рефинансировании. Когда идет возврат
внешнего долга НД «утекает» в другую
страну.

Читайте также:  Как правильно написать заявление в банк о невозможности платить кредит?!

Бюджетный
дефицит и государственный долг тесно
связаны между собой. Во-первых по
определению государственный долг
складывается из бюджетных дефицитов.

Государственные займы выступают
важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они
обуславливают друг друга. Размер и
динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного
дефицита.

Неприятные последствия от
роста внутреннего государственного
долга:

  1. уменьшается потребление, сбережения.

  2. рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

  3. выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств,
а бюджетные средства формируются путем
сбора налогов, а налоги платят все.

Если
выплата процентов совершается путем
повышения налоговых ставок, то это
подрывает действие экономических
стимулов развития производства, снижает
заинтересованность вложений в
производство. Погашение долга за счет
новых займов на рынке капиталов
увеличивает процентные ставки по
кредиту.

Если платежи по внешнему
государственному долгу составляет
больше чем 20%-30% поступлений от
внешнеэкономической деятельности, то
страна становится хроническим должником.

Выплата
долгов может происходить также за счет
золото – валютных резервов. По отношению
к внешнему долгу применяют консолидацию
– перевод кратко- и среднесрочных долгов
в долгосрочные. Если с внутренним долгом
государство это делает легко, то с
внешним приходится договариваться.

Еще
один путь сокращения внешнего долга,
за счет превращения его долгосрочные
иностранные инвестиции.

Кредитор
получает в стране – должнице недвижимость
– участие в капитале, в этом случае
заинтересованные фирмы выпускают из
своего государства или банка долговое
обязательство должника и в счет этого
обязательства приобретает собственность
в стране должнице.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1057907/page:7/

Государственный кредит и государственный долг рф

АННОТАЦИЯ

Основная роль и значение государственного кредита, анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ, основные проблемы управления государственным долгом и их решения.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, внутренний долг, управление государственным долгом.

В современных условиях, когда Россия находится в состоянии полу-кризиса, и имеет нехватку денежных средств для осуществления своих функций, а также для решения проблем, связанных стимулирования экономического роста, у государства есть объективная необходимость взять кредит.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Обратите внимание

Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности

Сущность государственного кредита реализуется через его функции:

  1. Регулирующую
  2. Контрольную
  3. Распределительную

Распределительная функция государственного кредита заключается в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Для реализации общественно значимых проектов, а также направления денежных средств на социальную сферу.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в существенном воздействии государства на рынок заимствования, так же воздействие на денежное обращение, процентные ставки, занятость. Контрольная функция государственного кредита заключается в финансовом контроле.

Практическое назначение функции контроля обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.

Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним.

Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций.

Внешний государственный кредит- совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.

Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами

Важно

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований. Рассмотрим объем и динамику государственного внутреннего долга РФ. (таблица 1)

Таблица 1.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [3]

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской  Федерации

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxi/84673

Государственный кредит

15 мая 2013 г.

В нынешних условиях государственный кредит в нашей стране является основной тенденцией развития. Государство для обеспечения своих нужд использует не только доходы бюджета, но и привлекает заемные финансовые ресурсы.

Исключительный способ их получения — государственный и муниципальный кредит, определяющий отношения между государственными, физическими и юридическими лицами в связи с формированием дополнительного денежного ресурса (помимо бюджета)и аккумулированием в руках государства.

В данном случае заемщиком является государство, а физические лица, предприятия и организации — кредиторами.

Еще в начале восемнадцатого столетия правительство России для обеспечения своих расходов пользовалось услугам государственного кредита. Еще в те времена возникли первые государственные займы, но регулярно их стали использовать лишь с середины 18 века. Основными кредиторами в феодальной России были монастыри и церковь.

Однако, позже эти функции на себя принимают и купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство на добровольной основе брало деньги под обеспечение государственным имуществом. Хотя зачастую займы носили принудительный характер.

Появляются следующие виды государственного кредита: государственные займы, внутренние и внешние ,выпускаются казначейские обязательства, производятся займы у казенных банков.

В скором будущем царское правительство становится самым крупным должником банковской системы. К 61 году девятнадцатого века государственный кредит и государственный долг составлял около 1300 млн.руб. Выплата погашений с процентами составила почти пятнадцать процентов бюджетных средств.

Время показывает, что значение государственного кредита нельзя недооценивать, использование государством заемных средств для покрытия дефицита бюджета является оправданным шагом, так как позволяет осуществлять финансирование программ социально-культурного и хозяйственного строительства в тот момент времени, когда это необходимо.

Совет

И в сегодняшние дни полученные в займы финансы поступают в распоряжение органов государства и превращаются в дополнительные финансовые ресурсы.

Они могут быть использованы по-разному: просто как планируемый бюджетный ресурс, дополнительные источники для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, как ресурс для инвестиций .

Хотя ,нужно отметить ,что чаще всего государственные займы в разных формах используются для погашения бюджетного дефицита, что позволяет избежать дополнительную бумажноденежную эмиссию. В этом смысле роль государственного кредита нельзя недооценивать. Наибольшее распространение во всем мире получила деятельность государств, выступающих в роли заемщика.

Операции , при которых страна выступает как кредитор, предоставляя из бюджетных средств на условиях возврата, оплаты юридическим и физическим лицам, встречается намного реже .

В некоторых случаях государство выступает гарантом ,когда становится ответственным за погашение займов, выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками. Как экономическая категория, государственный кредит -это взаимодействие двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

Как звено финансовой системы он участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства( бюджета и внебюджетных фондов), и является одним из самых крупных источников получения денежных средств государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет добровольный характер, является возвратным и платным ,т.е. через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

От других видов кредитных отношений отличается направленностью использования средств , особенностями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения.

Источники государственного кредита, а точнее его погашения и выплаты процентов по нему являются средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

Однако, при нарастающем бюджетном дефиците государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга путем погашения старой государственной задолженности за счет выпуска новых займов.

Кредитные отношения могут возникать как внутри страны ,так и за ее пределами .Поэтому различают разные виды государственного кредита: внешний кредит и внутренний кредит.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

  • государственные займы, когда деньги населения, предприятий и организаций лиц привлекаются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств и др.). Продавая облигацию, правительство обязуется вернуть долг в срок ,выплатить положенные проценты либо выплачивать кредиторам доход на протяжении всего срока использования заемных средств, а по окончании срока возвратить сумму долга;
  • обращение части вкладов населения в государственные займы, когда сберегательные банки дают кредит государству за счет взятых в долг средств. Сберегательные учреждения становятся посредником между государством и населением и предоставляют кредит за счет средств последних без ведома их реального владельца (населения). Эта форма кредитования осуществляется путем приобретения специальных ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств);
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, когда государственные кредитные учреждения напрямую передают часть кредитных средств на покрытие расходов правительства;
  • казначейские ссуды, когда оказание финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. На сегодняшний день в России эта форма активно не используется);
  • гарантированные займы, когда по гарантированным займам государство действительно несет финансовую ответственность только при неплатежеспособности плательщика.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.

Внешний государственный кредит Международный государственный кредит — это предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиями и финансовым институтами одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками становятся представители двух разных стран.

Для страны, получающей денежные средства, значение государственного кредита велико. Это источник увеличения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития , роста ее финансового положения. В сфере внешнеэкономических отношений государственный кредит — это возможность развития и укрепления международного сотрудничества.

Государство широко используя любые возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов для своевременного финансирования расходов бюджета, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Что постепенно приводит к росту государственного долга — внутреннего и внешнего. Существуют две формы государственного кредита:

  • сберегательное дело -является государственным кредитом, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, зачастую, сберегательные банки действуют на коммерческой основе и полученные средства используются на формирование их кредитных ресурсов. Доля этих ресурсов может направляться на покупку государственных ценных бумаг ,обеспечивая принадлежать к государственному кредиту.
  • государственные займы -привлечение временно свободных средств у физических и юридических лиц .Это основная форма государственного кредита в нашей стране.
Читайте также:  Банки которые дают кредит всем без исключения!

Сущность и функции государственного кредита состоят в следующем:— распределительная функция заключается в формировании централизованных финансовых фондов на всех уровнях(федеральном, региональном и муниципальном ) и их использование на принципах срочности, платности, возвратности .Это является вторым после налогов и сборов методом обеспечения расходов бюджета в России .

Здесь важным является правильное использование полученных средств. Так ,например , финансирование за их счет военных или социальных расходов ,может привести к тому, что единственным источником их погашения станут налоги или новые займы.

Перераспределение осуществляется между региональными бюджетами федеральным бюджетом; бюджетами муниципальных образований и региональным бюджетом; федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными институтами; — иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами и т.д.

— регулирующая функция государственного и муниципального кредита проявляется в том, что соответствующие институты, вступающие в кредитные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, прямо и опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном счете, на финансовую политику.

В условиях нехватки бюджетных ресурсов их выделение на безвозвратной основе не всегда оправдано. Более того, эффективность использования полученных финансов на условиях безвозвратной и бесплатной основы ниже, чем на условиях возврата и оплаты. У государства появляется новые перспективы развития отдельных отраслей и предприятий с помощью выделения им целевых бюджетных ссуд.

Функция регулирования проявляется и при получении Россией внешних займов от Международного валютного фонда на финансирование дефицита бюджетных средств, проведение экономических реформ, вложение средств в приватизацию, фондовые рынки и т.п. С помощью данной функции государство может воздействовать на заемщиков, обязанных эффективно использовать бюджетные ссуды.

— контрольная функция заключается в контроле за целевым использованием средств, сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов . Контролируется движение денежных потоков через уполномоченные банки и казначейства. Итак еще раз, понятие государственного кредита, что это? Это проявление содержания таких экономических отношений, которые выражают кредит.

Обратите внимание

Каковы условия государственного кредита? Он может иметь две формы, а именно сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело является государственным кредитом, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета.

Государственные займы — главный вид государственного кредита ,при котором временно свободные денежные средства, которыми располагают физические и юридические лица, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг. Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов.

Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

Таким образом, Россия в нынешних условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником.

Это и есть результат многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.

Источник: https://dailyonline.ru/clauses/gosudarstvennyy-kredit/

Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации

Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольной основе для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

2) по праву эмиссии они делятся на:

  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-государст­венных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов – держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем доначисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому в РФ также не применяются;

6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки – вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Важно

По этому Закону государственный внутренний долг РФ – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут иметь форму:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующие.

Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация – объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств.

Совет

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Читайте также:  Как подать заявку на кредит сразу в несколько банков?!

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Вклад до востребования – наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент.

Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования.

Открыть счет можно, внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются.

При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования.

Обратите внимание

Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно розыгрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок.

Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата могут быть только физические лица, а депозитного – только юридические лица.

Сертификат – ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику.

Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Источник: http://investobserver.info/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennogo-kredita-v-rossijskoj-federacii/

Государственный кредит (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

Глава 1. Основные понятия Государственного кредита

1.1 Сущность и функции Государственного кредита

1.2 Классификация государственных займов

1.3 Управление государственным кредитом

Глава 2. Государственный долг

2.1 Российская Федерация как заемщик

2.2 Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке

2.3 Внешние заимствования РФ

Глава 3. Российская Федерация как гарант и кредитор

3.1 РФ как гарант

3.2 РФ как кредитор

3.2.1 Внутренние ссуды

3.2.2 Внешние ссуды

3.2.3 Займы территорий

Заключение

Список литературы

Введение

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в России, этапы её становления и развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;

рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;

рассмотрение главного звена финансовой системы — государственного бюджета на примере Российской Федерации;

выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий;

на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.

Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации:

монографические статьи;

учебники и учебные пособия;

журналы периодической печати;

всемирная сеть Интернет.

Глава 1
. Основные понятия Государственного кредита

1.1 Сущность и функции Государственного кредита

Государственный кредит —
совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению.

Важно

Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно.

Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно вытекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов.

Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита.

Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Совет

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30-50 лет.

Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться.

Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок.

В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

И таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Обратите внимание

Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае).

Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств.

В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ.

Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос.

Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Важно

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г.

Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Источник: http://MirZnanii.com/a/234505/gosudarstvennyy-kredit

Ссылка на основную публикацию