Государственный кредит в рф

Государственный кредит в современной России

Определение 1

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, являющихся частью системы государственных финансов, складывающихся между государством, с одной стороны, и прочими экономическими субъектами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями) – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Основная цель участников этих отношений – формирование дополнительных финансовых ресурсов с одной стороны и предоставление временно свободных финансовых ресурсов за плату – с другой. Таким образом, через вышеуказанные кредитные отношения происходит перераспределение кредитных ресурсов в стране.

Государству ресурсы необходимы для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны. Государственные займы позволяют решать временные проблемы нехватки бюджетных средств.

Обратите внимание

Для хозяйствующих субъектов бюджетные средства так же позволяют решать проблему недостатка финансирования, а также их нежелания вкладывать средства в экономически невыгодные проекты (например, в случае предоставления общественных благ).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Выступая гарантом возврата займов и кредитов, государство берет на себя обязательства заемщика погасить впоследствии гарантируемые им обязательства, если тот не будет иметь возможности рассчитаться с кредиторами. Государственные гарантии снижают риски предпринимательства и стабилизируют экономическую ситуацию в стране. Предоставление государственных гарантий является, в первую очередь, помощью предпринимателям.

Таким образом, государственное кредитование представляет собой отношения, по которым государство является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом, однако на практике государство, как правило, чаще является заемщиком.

Рынок государственных займов в России

Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке, включающем в себя рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Основными сегментами рынка ценных бумаг, в свою очередь, являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

Современный рынок ценных бумаг в России начал развиваться в 1991 году. На рынке начали функционировать такие ценные бумаги как облигации государственного займа, казначейские векселя и обязательства, векселя Министерства финансов РФ, золотые и жилищные сертификаты.

Замечание 1

Стоит отметить, что до 1995 года федеральная власть осуществляла прямое заимствование у Центрального банка, однако такая практика была прекращена в виду несоответствия требованиям рыночной экономики и высокой инфляции. Кредиты Центрального банка вновь использовались во время кризиса 1998-1999 годов. В настоящее время кредитование государства Центральным банком не используется.

Управление государственным кредитом в России

Управление государственным кредитом является одним из направлений государственной финансовой политики государства по поводу обеспечения его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта, представляющим собой совокупность действий, связанных с управлением государственным долгом (его обслуживанием и погашением), государственными займами (их выпуском и размещением), вторичным рынком долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennyy_kredit_v_sovremennoy_rossii/

Государственный кредит и государственный долг рф

АННОТАЦИЯ

Основная роль и значение государственного кредита, анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ, основные проблемы управления государственным долгом и их решения.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, внутренний долг, управление государственным долгом.

В современных условиях, когда Россия находится в состоянии полу-кризиса, и имеет нехватку денежных средств для осуществления своих функций, а также для решения проблем, связанных стимулирования экономического роста, у государства есть объективная необходимость взять кредит.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Важно

Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности

Сущность государственного кредита реализуется через его функции:

  1. Регулирующую
  2. Контрольную
  3. Распределительную

Распределительная функция государственного кредита заключается в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Для реализации общественно значимых проектов, а также направления денежных средств на социальную сферу.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в существенном воздействии государства на рынок заимствования, так же воздействие на денежное обращение, процентные ставки, занятость. Контрольная функция государственного кредита заключается в финансовом контроле.

Практическое назначение функции контроля обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.

Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним.

Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций.

Внешний государственный кредит- совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.

Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами

Совет

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований. Рассмотрим объем и динамику государственного внутреннего долга РФ. (таблица 1)

Таблица 1.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [3]

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской  Федерации

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxi/84673

Государственный кредит

Государственный
кредит – это совокупность экономических
отношений, по которым с одной стороны
в качестве кредитора, заемщика гаранта
выступает РФ, субъект РФ, муниципальное
образование, а с другой – юридические
или физические лица, иностранные
государства, международные организации
и их физические и юридические лица.

Госкредит,
как экономическая категория стоит на
стыке 2-х видов денежных отношений
(финансов и кредита). Как элемент
финансовой системы госкредит участвует
в формировании и использовании
централизованных денежных фондов
государства, а именно, бюджета и
внебюджетных фондов.

В тоже время сам
процесс формирования и управления
денежными средствами осуществляется
на возмездной временной и возвратной
основе.

Связь
госкредита с финансами, что во-первых
это распределительные отношения,
отношения вторичного распределения
ВВп. Во-вторых, одним из участников этих
отношений непременно выступает
государство. В-третьих, целью этих
отношений является привлечение
государством дополнительных финансовых
ресурсов.

Отличия госкредита: он имеет
возвратный и возмездный характер; он
предполагает двустороннее движение
средств, в отличие от налогов; имеет
добровольный характер; ограничен по
срокам (30 лет); имеет ситуационный и
избирательный характер. РФ, как и
большинство государств выступает как
заемщик.

Гарант- тот, кто гарантирует
кредитору своевременный и полный возврат
заемщиком средств.

Функции
государственного кредита:

  1. фискальная (распределительная).

  2. регулирующая.

  3. контрольная.

Через
фискальную функцию осуществляется
формирование централизованных денежных
фондов государства, выступая в качестве
заемщика через выпуск и размещение
государственных, ценных бумаг, государство
обеспечивает себя дополнительными
средствами для финансирования своих
расходов. Это происходит при бюджетном
дефиците.

Таким образом государство
увеличивает доходную часть бюджета и
погашает дефицит, положительное
воздействие государственного кредита
в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени.

Налоги,
которые взимаются в период финансирования
расходов за счет государственных займов,
не увеличиваются, что пришлось бы
сделать, не используя государственный
кредит. Зато потом, когда взятый кредит
должен быть погашен, налоги взимаются
и для уплаты и для погашения процента
по нему.

Во всем мире широко применяется
процедура рефинансирования для выплаты
долгов по государственному кредиту
(это выпуск и размещение новых
государственных займов для погашения
долгов по уже выпущенным).

Государственный
кредит – один из самых действенных
инструментов регулирования экономики
в руках у государства, и вступая в
кредитные отношения, государство активно
воздействует на состояние денежного
обращения, на размер денежной массы, на
уровень ставок на рынке ссудных
капиталов.

Сознательно используя
государственный кредит, государство
может проводить ту или иную финансовую
политику. Размещая свои ценные бумаги
среди физических и юридических лиц,
государство уменьшает их свободные
денежные средства, таким образом,
уменьшая денежную массу.

Обычно
государство поступает так, когда хочет
уменьшить платёжеспособный спрос и
таким образом сократить инфляцию. Когда
государство хочет увеличить количество
денег в обращении, оно скупает свои
ценные бумаги. Кроме денежной массы
государство забирает с рынка ссудных
капиталов свободные финансовые ресурсы.

Обратите внимание

Рынок ссудных капиталов включает часть
рынка ценных бумаг и часть банковской
системы. Когда государство выступает
на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает
или увеличивает спрос на кредит и таким
образом воздействует на цену кредита.
Чем больше средств с этого рынка
отвлекается на государственные нужды,
тем меньше их остается для удовлетворения
других потребностей и поэтому дороже
становится кредит. При признаках инфляции
государство стремится к рестрикции
(уменьшение, сжатие кредита). За счет
средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство
может создать новые рабочие места.
Государство может предоставить кредит
тем предприятиям, в деятельности которых
оно заинтересовано.

Контрольная
функция государственного кредита
связана с контрольной функцией финансов,
а вытекает как из природы кредита, так
из функций государства. Контрольная
функция государственного кредита тесно
связана с деятельностью государства и
состоянием его централизованного фонда
денежных средств.

Эта функция контролирует
движение стоимости в двустороннем
порядке, так как государственный кредит
основан на принципе возвратности.

В
контрольный механизм, кроме финансовых
структур включены ещё и кредитные, если
же говорят о том, что именно контролируется,
то имеет место 3 момента:

  1. целевое использование средств.

  2. соблюдение сроков возврата.

  3. выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В
зависимости от того, кто является второй
стороной, различают внутренний и внешний
государственный кредит. Внутренний
государственный кредит существует в
следующих формах:

1)Выпуск займов, эта форма характерна
тем, что временно-свободные денежные
средства физических и юридических лиц
привлекаются на финансирование
общественных потребностей ( на
покрытие бюджетного дефицита, путем
выпуска и реализации государственных,
ценных бумаг ). Все ценные бумаги
государства имеют долговой характер.
Основная форма государственных, ценных
бумаг – облигации, их можно классифицировать
по многим признакам:

  1. Срок ( кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

  2. По методу выплаты дохода ( процентные — купонные, дисконтные — продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые )

  3. По методу размещения ( добровольные, принудительные – з/п выдается займами ).

Читайте также:  Что такое pos кредитование?

2)Обращение части вкладов в государственные
займы, реализуется через систему
Сбербанков. Чаще всего реализуется в
тоталитарном государстве, где государство
держит банки под контролем. Государство
получает кредит за счет части вкладов
без ведома населения.

3)Заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда. Такая форма, в которой
центральный банк передает часть кредитных
средств непосредственно ( не сопровождая
эту операцию покупкой государственных,
ценных бумаг). Такая форма существует
в тоталитарном государстве.

Все
3 формы объединяются тем, что государство
выступает в качестве заёмщика.

4)Бюджетные кредиты – это такая форма в
которой государство выступает как
кредитор. Это форма государственной
помощи юридическим лицам на принципе
возвратности, срочности, платности.
Общий объем средств, выделяемых в бюджет,
ограничен.

На кредит могут рассчитывать
только те, в деятельности которых
государство заинтересовано. Бюджетные
кредиты не имеют коммерческой цели, а
являются средством поддержки самых
важных для экономики предприятий.

Когда
идет рассмотрение бюджета, утверждаются
цели, условия и пределы бюджетного
кредита.

5)Государство
выступает гарантом. Правительство
гарантирует займы, выпущенные нижестоящими
органами власти и управления, а также
отдельными предприятиями, которых
государство хочет поддержать. В законе
на следующий год устанавливаются верхние
пределы государственных гарантий в
валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма
гарантий, раннее выданных РФ-ей называется
государственным долгом.

Современные
внешние кредиты имеют цель оказания
продовольственной помощи. Чаще всего
эти займы предоставляются международными
финансовыми институтами. Когда государство
выступает, в качестве заёмщика образуется
государственный долг. Государственный
долг различают на текущий и капитальный.

Капитальный – сумма выпущенных и
непогашенных долговых обязательств,
включая начисленные проценты. Текущий
– расходы по выплате начисленных
процентов и погашению тех обязательств,
срок которых наступает в будущем году.

Государственный долг по определению –
это сумма, накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов за
вычетом положительного значения сальдо.

Самые
тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание
внутреннего долга всегда менее опасно,
наравне с внешним долгом. Государству
легче договориться с собственными
физическими и юридическими лицами о
рефинансировании. Когда идет возврат
внешнего долга НД «утекает» в другую
страну.

Бюджетный
дефицит и государственный долг тесно
связаны между собой. Во-первых по
определению государственный долг
складывается из бюджетных дефицитов.

Государственные займы выступают
важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они
обуславливают друг друга. Размер и
динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного
дефицита.

Неприятные последствия от
роста внутреннего государственного
долга:

  1. уменьшается потребление, сбережения.

  2. рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

  3. выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств,
а бюджетные средства формируются путем
сбора налогов, а налоги платят все.

Если
выплата процентов совершается путем
повышения налоговых ставок, то это
подрывает действие экономических
стимулов развития производства, снижает
заинтересованность вложений в
производство. Погашение долга за счет
новых займов на рынке капиталов
увеличивает процентные ставки по
кредиту.

Если платежи по внешнему
государственному долгу составляет
больше чем 20%-30% поступлений от
внешнеэкономической деятельности, то
страна становится хроническим должником.

Важно

Выплата
долгов может происходить также за счет
золото – валютных резервов. По отношению
к внешнему долгу применяют консолидацию
– перевод кратко- и среднесрочных долгов
в долгосрочные. Если с внутренним долгом
государство это делает легко, то с
внешним приходится договариваться.

Еще
один путь сокращения внешнего долга,
за счет превращения его долгосрочные
иностранные инвестиции.

Кредитор
получает в стране – должнице недвижимость
– участие в капитале, в этом случае
заинтересованные фирмы выпускают из
своего государства или банка долговое
обязательство должника и в счет этого
обязательства приобретает собственность
в стране должнице.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1057907/page:7/

Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита

Мальцева Т. С. Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1585/ (дата обращения: 04.04.2019).



В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей — внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой — физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Совет

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит — это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Таблица 1

Различия государственного кредита от банковского

Признак Государственный кредит Банковский кредит
1. Потребность в кредите Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита Обусловлен неравномерностью поступления денежных средств в процессе производства и обмена
2. Экономические интересы субъектов Различаются Совпадают
3. Назначение кредита Использование исходя из текущих потребностей экономики, а также для финансирования расходов, которые носят чрезвычайный характер С целью обеспечения бесперебойного денежного оборота
4. Субъектность Государственный Банковский
5. Срок возврата Строгая регламентация отсутствует, экономические санкции к заёмщику-государству отсутствуют Строгая регламентация срока возврата ссуды, нарушение срока влечёт санкции
6. Влияние на состояние денежной массы Сокращает объем денежной массы Может как увеличивать, так и сокращать денежную массу

Основные черты различия по отношению к другим формам кредитования сводятся к разнообразию субъектов кредитования. Однако можно смело заявить, что для экономики страны государственный кредит всё же наиболее важен. Понятие государственного кредита неразрывно связано с государственным долгом, в связи с этим динамика внешнего долга РФ в период с 1997 по 2016 года представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика государственного внешнего долга РФ, млрд долл. США [3]

1997 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
123,5 158,7 143,7 133,5 125,7 121,7 114,1 76,5 52,0
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
44,9 40,6 37,6 36,0 34,7 54,4 61,7 41,6 30,6

Как видим, динамика внешнего долга положительна. С 1997 года внешний долг уменьшился на 92,9 млрд долл. США. Наибольшее место в структуре внешнего долга занимают еврооблигационные займы (рис. 1). Связанно это с тем, что облигации сами по себе низкорисковый актив, и их привлечение даёт постоянный доход и дополнительные средства при минимальном риске.

Рис. 1. Структура внешнего долга России на 2015 г. [3]

Что касается внутреннего долга, то его объём, начиная с 1993 года, находится в постоянном росте, увеличившись в 2435 раз, с 3 миллиардов до 7 триллионов (табл. 3).

Из рис. 2 можно увидеть, что довольно высокую долю в структуре внутреннего долга имеют облигации Федерального займа с постоянным доходом — их доля составила 47,9% или 2,7 триллиона рублей.

Государственный кредит имеет такие основные проблемы, как выплата процентов по государственному долгу (увеличивает неравенство в доходах); подъём налоговых ставок (подрывает формирование производства и понижает энтузиазм к вложению средств в инновации); выплата внешнего долга в иностранной валюте (способствует переводу конкретной доли реального продукта за рубеж); государство переносит настоящее и, можно сказать, реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений.

Таблица 3

Государственный внутренний долг РФ с 1993 по 2016 гг., млрд руб. [4]

Дата Объём долга Дата Объём долга
01.01.1993 3,57

Источник: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1585/

Государственный кредит

15 мая 2013 г.

В нынешних условиях государственный кредит в нашей стране является основной тенденцией развития. Государство для обеспечения своих нужд использует не только доходы бюджета, но и привлекает заемные финансовые ресурсы.

Исключительный способ их получения — государственный и муниципальный кредит, определяющий отношения между государственными, физическими и юридическими лицами в связи с формированием дополнительного денежного ресурса (помимо бюджета)и аккумулированием в руках государства.

В данном случае заемщиком является государство, а физические лица, предприятия и организации — кредиторами.

Еще в начале восемнадцатого столетия правительство России для обеспечения своих расходов пользовалось услугам государственного кредита. Еще в те времена возникли первые государственные займы, но регулярно их стали использовать лишь с середины 18 века. Основными кредиторами в феодальной России были монастыри и церковь.

Обратите внимание

Однако, позже эти функции на себя принимают и купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство на добровольной основе брало деньги под обеспечение государственным имуществом. Хотя зачастую займы носили принудительный характер.

Появляются следующие виды государственного кредита: государственные займы, внутренние и внешние ,выпускаются казначейские обязательства, производятся займы у казенных банков.

В скором будущем царское правительство становится самым крупным должником банковской системы. К 61 году девятнадцатого века государственный кредит и государственный долг составлял около 1300 млн.руб. Выплата погашений с процентами составила почти пятнадцать процентов бюджетных средств.

Читайте также:  Может ли поручитель взять кредит на себя?!

Время показывает, что значение государственного кредита нельзя недооценивать, использование государством заемных средств для покрытия дефицита бюджета является оправданным шагом, так как позволяет осуществлять финансирование программ социально-культурного и хозяйственного строительства в тот момент времени, когда это необходимо.

И в сегодняшние дни полученные в займы финансы поступают в распоряжение органов государства и превращаются в дополнительные финансовые ресурсы.

Они могут быть использованы по-разному: просто как планируемый бюджетный ресурс, дополнительные источники для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, как ресурс для инвестиций .

Хотя ,нужно отметить ,что чаще всего государственные займы в разных формах используются для погашения бюджетного дефицита, что позволяет избежать дополнительную бумажноденежную эмиссию. В этом смысле роль государственного кредита нельзя недооценивать. Наибольшее распространение во всем мире получила деятельность государств, выступающих в роли заемщика.

Операции , при которых страна выступает как кредитор, предоставляя из бюджетных средств на условиях возврата, оплаты юридическим и физическим лицам, встречается намного реже .

В некоторых случаях государство выступает гарантом ,когда становится ответственным за погашение займов, выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками. Как экономическая категория, государственный кредит -это взаимодействие двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

Как звено финансовой системы он участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства( бюджета и внебюджетных фондов), и является одним из самых крупных источников получения денежных средств государства и местных органов самоуправления.

Важно

Как один из видов кредита государственный кредит имеет добровольный характер, является возвратным и платным ,т.е. через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

От других видов кредитных отношений отличается направленностью использования средств , особенностями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения.

Источники государственного кредита, а точнее его погашения и выплаты процентов по нему являются средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

Однако, при нарастающем бюджетном дефиците государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга путем погашения старой государственной задолженности за счет выпуска новых займов.

Кредитные отношения могут возникать как внутри страны ,так и за ее пределами .Поэтому различают разные виды государственного кредита: внешний кредит и внутренний кредит.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

  • государственные займы, когда деньги населения, предприятий и организаций лиц привлекаются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств и др.). Продавая облигацию, правительство обязуется вернуть долг в срок ,выплатить положенные проценты либо выплачивать кредиторам доход на протяжении всего срока использования заемных средств, а по окончании срока возвратить сумму долга;
  • обращение части вкладов населения в государственные займы, когда сберегательные банки дают кредит государству за счет взятых в долг средств. Сберегательные учреждения становятся посредником между государством и населением и предоставляют кредит за счет средств последних без ведома их реального владельца (населения). Эта форма кредитования осуществляется путем приобретения специальных ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств);
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, когда государственные кредитные учреждения напрямую передают часть кредитных средств на покрытие расходов правительства;
  • казначейские ссуды, когда оказание финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. На сегодняшний день в России эта форма активно не используется);
  • гарантированные займы, когда по гарантированным займам государство действительно несет финансовую ответственность только при неплатежеспособности плательщика.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.

Внешний государственный кредит Международный государственный кредит — это предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиями и финансовым институтами одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками становятся представители двух разных стран.

Для страны, получающей денежные средства, значение государственного кредита велико. Это источник увеличения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития , роста ее финансового положения. В сфере внешнеэкономических отношений государственный кредит — это возможность развития и укрепления международного сотрудничества.

Государство широко используя любые возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов для своевременного финансирования расходов бюджета, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Что постепенно приводит к росту государственного долга — внутреннего и внешнего. Существуют две формы государственного кредита:

  • сберегательное дело -является государственным кредитом, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, зачастую, сберегательные банки действуют на коммерческой основе и полученные средства используются на формирование их кредитных ресурсов. Доля этих ресурсов может направляться на покупку государственных ценных бумаг ,обеспечивая принадлежать к государственному кредиту.
  • государственные займы -привлечение временно свободных средств у физических и юридических лиц .Это основная форма государственного кредита в нашей стране.

Сущность и функции государственного кредита состоят в следующем:— распределительная функция заключается в формировании централизованных финансовых фондов на всех уровнях(федеральном, региональном и муниципальном ) и их использование на принципах срочности, платности, возвратности .Это является вторым после налогов и сборов методом обеспечения расходов бюджета в России .

Здесь важным является правильное использование полученных средств. Так ,например , финансирование за их счет военных или социальных расходов ,может привести к тому, что единственным источником их погашения станут налоги или новые займы.

Перераспределение осуществляется между региональными бюджетами федеральным бюджетом; бюджетами муниципальных образований и региональным бюджетом; федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными институтами; — иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами и т.д.

— регулирующая функция государственного и муниципального кредита проявляется в том, что соответствующие институты, вступающие в кредитные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, прямо и опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном счете, на финансовую политику.

В условиях нехватки бюджетных ресурсов их выделение на безвозвратной основе не всегда оправдано. Более того, эффективность использования полученных финансов на условиях безвозвратной и бесплатной основы ниже, чем на условиях возврата и оплаты. У государства появляется новые перспективы развития отдельных отраслей и предприятий с помощью выделения им целевых бюджетных ссуд.

Функция регулирования проявляется и при получении Россией внешних займов от Международного валютного фонда на финансирование дефицита бюджетных средств, проведение экономических реформ, вложение средств в приватизацию, фондовые рынки и т.п. С помощью данной функции государство может воздействовать на заемщиков, обязанных эффективно использовать бюджетные ссуды.

— контрольная функция заключается в контроле за целевым использованием средств, сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов . Контролируется движение денежных потоков через уполномоченные банки и казначейства. Итак еще раз, понятие государственного кредита, что это? Это проявление содержания таких экономических отношений, которые выражают кредит.

Каковы условия государственного кредита? Он может иметь две формы, а именно сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело является государственным кредитом, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета.

Государственные займы — главный вид государственного кредита ,при котором временно свободные денежные средства, которыми располагают физические и юридические лица, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг. Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов.

Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

Таким образом, Россия в нынешних условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником.

Это и есть результат многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.

Источник: https://dailyonline.ru/clauses/gosudarstvennyy-kredit/

Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации

Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольной основе для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

2) по праву эмиссии они делятся на:

  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-государст­венных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов – держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем доначисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому в РФ также не применяются;

Читайте также:  Кредит от точка банк

6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Совет

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки – вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

По этому Закону государственный внутренний долг РФ – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут иметь форму:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обратите внимание

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующие.

Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация – объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Важно

Вклад до востребования – наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент.

Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования.

Открыть счет можно, внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются.

При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования.

Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно розыгрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок.

Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата могут быть только физические лица, а депозитного – только юридические лица.

Сертификат – ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику.

Совет

Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Источник: http://investobserver.info/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennogo-kredita-v-rossijskoj-federacii/

Понятие, формы и значение государственного (муниципального) кредита

На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредито­ром, принято называть отношениями в сфере государственного кре­дита.

Государственный кредит наряду с государственным долгом явля­ется достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Государственный кредит как правовая категория — урегулированные нормами права обществен­ные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).

Бюджетный кодекс выделяет:

    1. кредиты кредитных организаций;
    2. бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    3. кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.

Значение государственного (муниципального) кредита

    1. На внутреннем рынке — служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания.

    2. На международной арене — предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией Российской Федерации.

Субъекты Россий­ской Федерации и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты.

Формы государственного (муниципального) кредита

В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы государственного кредита (ст. 122 БК РФ):

    • государственный финансовый кредит;
    • государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит — это форма бюджетно­го кредита, при которой Российская Федерация предоставляет де­нежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правитель­ством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представля­ет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджет­ных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируе­мых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — аген­том Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государст­венной гарантии иностранного государства по возврату этого креди­та, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований.

Внешние долговые требования Российской Федерации форми­руют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Долговые обязательства иностранных государств перед Россий­ской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных го­сударств перед Российской Федерацией.

В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:

    • реструктуризацию;
    • списание;
    • уступку задолженности иностранных государств перед Рос­сийской Федерацией.

Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Россий­ской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указан­ного долга.

Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Феде­рацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокраще­нием) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называе­мых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности ни­когда не будут возвращены должником.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании за­долженности иностранных государств перед Российской Федераци­ей подлежат ратификации Государственной Думой, за исключени­ем случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых ор­ганизациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Бюджетным законодательством преду­смотрена уступка прав требований по долговым обязательствам ино­странных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществле­на Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требо­ваний, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Целью уступки прав требования является необходимость полу­чения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-formi-i-znachenie-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-kredita

Ссылка на основную публикацию